Kristjan Oinus

Кристьян, 33 года, делится своим опытом трансплантации почки

18.03.2021

Трансплантация почки улучшает качество жизни пациентам, страдающим почечной недостаточностью; после операции пациент больше не нуждается в гемодиализе. В рамках Всемирного дня почки у нас в программе “Tervisepooltund” Кристьян Ойнус, 33-летний тестировщик программного обеспечения и предприниматель, который поделится своим опытом трансплантации почки и опишет процесс лечения с точки зрения пациента. Сколько времени прошло с того дня, когда вы встали на очередь на трансплантацию, до самой операции и как прошло восстановление? Какие ограничения накладывает пересаженная почка на повседневную жизнь и каков срок службы донорской почки?

 

https://soundcloud.com/regionaalhaigla/tervisepooltund-episood-54-33-aastane-kristjan-oma-neerusiirdamise-kogemusest

Передачу можно послушать также в среде Spotify: https://open.spotify.com/show/5KySGcL5lfjrZe29fnXDBQ

 

Кристьян, когда вы узнали, что у вас проблемы с почками?

 

Примерно в 26 лет, то есть 7 лет назад, я понял, что с почками у меня серьезные проблемы. Во время работы в офисе ко второй половине дня у меня тяжелела голова, мышление как-то затуманивалось и самочувствие становилось странным. К счастью, близился очередной визит к врачу по гигиене труда, и там у меня обнаружили повышенное давление. Поскольку в нашей семье у представителей старшего поколения уже имелись проблемы с почками, то следующим моим шагом было посещение нефролога.

 

Каким же было артериальное давление, что потребовалось уделить ему особое внимание?

 

Мне провели круглосуточный мониторинг, во время которого верхняя граница добралась до 200, это было во время занятия по народному танцу. А это весьма много.

 

С чего началось лечение почек?

 

Сначала мне прописали лекарство против гипертонии, которое нужно было принимать два раза в день, чтобы держать артериальное давление под контролем и замедлить темп нарушения функции почек. Получается замкнутый круг: с одной стороны артериальное давление повышается, чтобы заставлять почки функционировать, а с другой стороны – высокое давление разрушает почки. Сначала нужно было привести в норму артериальное давление, но, к сожалению, нарушения нарастали и в какой-то момент показатели в крови стали настолько высокими, что пришлось пойти на гемодиализ.

 

Гемодиализ фактически означает регулярные процедуры, при которых аппарат делает ту работу, которую почки уже самостоятельно делать не могут, так?

 

Точно. Необходимость в гемодиализе стала очевидной после четырех лет борьбы с болезнью с помощью приема препаратов от давления, но все же проблема с почками возросла настолько, что потребовалась внешняя очистка крови.

 

Вам стало лучше?

 

Безусловно. В целом самочувствие улучшилось. Конечно, при гемодиализе ты знаешь, что непосредственно после этой процедуры будет чувство усталости в теле, но на следующий день уже значительно легче. На сегодняшний день это прекрасная возможность бороться с данным недугом.

 

Когда вы осознали, что без пересадки почки вам не обойтись?

 

В целом, это относится ко всем пациентам, которым необходимо очищать кровь посредством гемодиализа, потому что трансплантация все-таки является лучшим и более удобным решением. В частности, после пересадки не нужно регулярно ходить очищать кровь, потому что организм теперь справляется с этим самостоятельно. По сути, как только я начал посещать процедуру гемодиализа, я задался целью как можно скорее попасть в очередь на трансплантацию почки.

 

Как долго вам пришлось ждать и сопутствовали ли этому какие-то ограничения?

 

В октябре 2018 года мне был впервые проведен гемодиализ; той же осенью были выполнены все исследования, необходимые для выполнения трансплантации. Пациент во всем остальном должен быть здоров; перед операцией проверяют весь организм: от зубов до желудка и кишечника. В январе в Тарту состоялась специальная врачебная комиссия, где рассматривались все истории болезней и принимались решения, ставить ли человека на очередь на пересадку или нет. То есть в январе 2019 года была комиссия, а в августе уже была проведена трансплантация.

 

Таким образом, вам пришлось ждать восемь месяцев?

 

Именно. В одно время со мной на комиссии был один известный человек, история заболевания которого тоже известна обществу; он попал на трансплантацию уже в июле. Бывает по-разному. Порой люди ждали по несколько недель, а случалось что и несколько лет. Для меня все прошло очень быстро – всего восемь месяцев.

 

От чего зависит пригодность донорской почки для пересадки?

 

Одна из предпосылок – подходящая группа крови; второе – антигены в крови во избежание резус-конфликта. Совпадений должно быть как можно больше.

 

Вы знаете, кем был тот человек, чью почку вы получили? Сообщается ли какая-либо информация об этом?

 

Я ничего не знаю об этом человеке, ни возраста, ни вообще ничего. Я могу сказать только то, что по определенным религиозным соображениям может быть названо лишь имя донора, однако для меня это не существенно. Если кому-то нужно возносить за этого человека молитвы в храме, тогда в порядке исключения может быть оглашено его имя.

 

Учитываются ли другие показатели донора, такие как возраст или размер тела?

 

На размер почки это действительно может влиять, и чем моложе и здоровее донор, тем больше вероятность, что и почка у него «здоровее». Слишком старого человека в качестве донора, вероятно, не выберут.

 

Приходилось ли вам соблюдать определенные правила, ожидая почки?

 

Есть обязанность держать телефон под рукой все 24 часа в сутки все 7 дней в неделю и быть готовым в любой момент отправиться в Тарту. Пациент должен быть в состоянии явиться в Тарту, в отделение трансплантации почек в течение трех часов после телефонного звонка.

 

Звонка можно ожидать и днем, и ночью?

 

В моем случае было 7 часов утра, и я уже заранее знал, что с собой нужно взять вещи первой необходимости. Ничего особенного не потребовалось. Конечно, в период ожидания не рекомендуется находиться за границей, потому что так вы попросту останетесь без почки. У следующего донора может оказаться не та почка, которая вам подходит. Пригодность почки появившегося донора не зависит от того, какой вы по порядку в очереди. Так что готовым нужно быть постоянно.

 

Эстония – страна все же не такая уж и маленькая, и добраться, например, до Тарту из дальнего конца Хийумаа за три часа не получится. Ведь и паром может в данный момент не идти или появится другое неожиданное препятствие.

 

Не знаю, возникали ли такие ситуации, но это действительно реально, что по причине подобных факторов Х люди могут остаться без почки.

 

Что вы почувствовали тем августовским утром, когда вам позвонили и вызвали на операцию – радость или страх? Чего было больше? Вы можете описать свои эмоции?

 

Скорее, это было чувство освобождения. Конечно, еще не было ясно, как пройдет процедура, но сама новость о том, что мне, наконец, будет пересажена почка, подействовала на меня очень даже позитивно. Получив это сообщение, я был так же рад, как и сейчас, вспоминая об этом. Я быстро взял с собой всего две вещи и сел в машину.

 

Что было дальше в Тарту?

 

Когда я приехал, у меня взяли анализ крови, сделали последние пробы и задали многочисленные вопросы. Примерно через 2-3 часа мне объявили, что пора идти на операцию. Операция началась в полдень, а между четырьмя и пятью часами я очнулся от наркоза.

 

Какие чувства вы испытывали после пробуждения? Полностью ли вы осознавали свою ситуацию? Или же самочувствие было каким-то иным?

 

Свою ситуацию я осознавал, но не сказал бы, что чувства были какими-то особенными. Поначалу я чувствовал усталость, потому что операция – большая нагрузка на организм. Резкого улучшения самочувствия не произошло, но прежняя усталость, которая возникала по причине накопления шлаков в организме из-за снижения функции почек, в сущности больше никогда не повторялась. Новая почка стала функционировать сразу же. Креатинин – основной показатель функции почек – до операции у меня был 700-800, хотя его верхний предел 105. Но на следующий же день после операции он уже снизился до 109, что свидетельствует о том, что почка заработала сразу. У некоторых пациентов может пройти несколько недель, прежде чем почка начнет работать. Так что у меня все обошлось очень хорошо.

 

Как долго длилось первоначальное выздоровление, и когда вы вернулись домой из больницы?

 

Я пролежал в больнице четыре недели. Как правило, после трансплантации пациенты находятся в стационаре не менее двух недель. Как только показатели стабилизируются и график дальнейшего лечения будет составлен, врачи разрешат вам уехать. Для того чтобы установить необходимую дозу иммунодепрессантов, пациент должен пробыть под врачебным наблюдением несколько дней. Мой организм и организм донора разные, и может начаться отторжение трансплантированного органа. Для этого необходимо подавление иммунной системы. Соответствующие лекарственные препараты являются очень сильными, и их нельзя употреблять в чрезмерно больших дозах. Поэтому нужно проследить, какое действие оказывает та или иная доза.

 

Когда вы наконец почувствовали себя вновь здоровым?

 

Мое самочувствие значительно улучшилось уже за те четыре недели, что я провел в больнице. После нескольких недель, проведенных в Тарту в основном в постели, мой мышечный тонус значительно снизился: ноги работали слабо, и я похудел на 10 кг. Я начал наращивать мышечный тонус еще в больнице. Каждый день я проходил по лестницам и коридорам 10 000 шагов. На то, чтобы начать бегать, ушло три месяца.

 

С момента пересадки прошло больше года. Как вы себя чувствуете сейчас? Напоминает ли о себе почка каждый день?

 

Нет, это особо не заметно. Просто телефон дважды в день напоминает, что пора принимать лекарства для регулирования иммунитета. Иногда я чувствую немного эту почку, когда сплю на животе. Многие люди даже не знают, – в том числе и я этого не знал, – что пересаженная почка находятся в нижней части живота. Ваши собственные почки, расположенные на уровне поясницы, остаются у вас. За исключением тех случаев, если почка воспалена, тогда ее следует удалять.

 

По сути, у вас три почки?

 

Именно так.

 

А ваши собственные почки тоже продолжают работать?

 

Да, через них проходит кровь, но насколько они еще функционируют, оценить сложно. Основную работу выполняет все-таки пересаженная почка. Как мы видим на примере людей, которые подарили почку члену семьи, можно прекрасно обходиться и одной почкой. Мои собственные почки тоже что-то делают, но фактически кровь очищает пересаженная почка.

 

Вы принимаете лекарства, подавляющие иммунную систему, два раза в день. Однако иммунная система необходима, чтобы не заразиться вирусами. Как же вы теперь защищаетесь от заражения?

 

Я действительно теперь очень осторожен. Поскольку мне пересадили почку осенью 2019 года, а в 2020 году началось распространение коронавируса, то времени прошло совсем немного. С самого начала этого времени я работал в домашнем офисе, и контактировать с людьми приходилось весьма мало. Я очень тщательно оберегался и, к счастью, не заболел. У меня прежде была очень сильная иммунная система и болел я нечасто. Затрудняюсь сказать, насколько я могу быть подверженным заболеваниям сейчас. Пока вроде все идет хорошо.

 

Какие еще ограничения существует в вашей повседневной жизни? Одно дело – избегать вируса сейчас, но насколько обычную жизнь вы сможете вести, когда пандемия пройдет?

 

Почку нужно беречь; ей нельзя причинять никаких физических повреждений. Контактные виды спорта и особенно боевые искусства также отпадают. Но последними я в своей жизни никогда не занимался и не стремлюсь к этому. Тем не менее, я всю жизнь занимался баскетболом; но теперь участвовать в соревнованиях, видимо, не буду. До наступления зимы я выходил играть в баскетбол во двор. Других же ограничений у меня особо нет; главное, не забывать брать с собой в поездки лекарства.

 

А как насчет употребления спиртного или каких-то особых диетических требований?

 

Диетические требования диктует уже не почка, а принимаемые иммунодепрессанты. Мне, например, нельзя есть грейпфрут, потому что он настолько усиливает действие иммунодепрессанта, что это опасно для здоровья. А так, в целом, особых ограничений нет. Безусловно, в отношении выпивки необходимо соблюдать определенный лимит. Хотя алкоголь не убьет мгновенно, но вредных для здоровья веществ следует избегать.

 

Какова, скажем так, «перспектива» донорской почки? Организм ведь постоянно ее отторгает, и, чтобы подавлять иммунную систему, нужно принимать соответствующие препараты. Как долго служит новая почка?

 

Функция почки со временем начинает ослабевать по тем же причинам, почему ослабела функция собственных почек. А точно спрогнозировать по времени это невозможно; все зависит от человека и почки. Однако в наше время этот срок службы увеличился. Если раньше пересаженной почке отмерялось максимум 7-10 лет, то сегодня обещают 15-20. Мне даже известны случаи, когда донорская почка прослужила 25 лет.

 

Неужели тот же самый недуг, который повредил ваши почки, начнет поражать и донорскую почку?

 

Насколько я понимаю, да.

 

Если понадобится заменить существующую почку, можно ли будет трансплантировать новую?

 

Именно так, и весь процесс начнется заново. В какой-то момент, когда почка начнет отказывать, снова потребуется ходить на гемодиализ, чтобы очищать кровь вне тела, и вновь вставать в очередь на трансплантацию. Конечно, в случае если организм в целом это позволяет и здоровье в достаточной мере в порядке. Однако, здесь нужно учитывать, что следующая трансплантация будет уже сложнее, потому что добавляются донорские антигены и подобрать подходящую комбинацию труднее.

 

Общаетесь ли вы также со своими собратьями по судьбе, слышали ли вы различные истории о трансплантации почки?

 

Я не состою ни в какой группе, но контакты с другими пациентами были в Тарту после трансплантации почки. В отделение нефрологии пациенты приходят на последующий контроль, и когда я там был на первоначальном восстановлении, то встречал и пожилых людей, которые годами живут с пересаженной почкой. От них я услышал рассказы о том, как у кого идут дела. Особо негативных впечатлений я не припомню.

 

Как вы справились со своими психическими переживаниями? С одной стороны, вы знаете, что у вас донорская почка и нужно соблюдать осторожность, но в то же время это знание может ведь вызвать и стресс?

 

Пока что большого стресса не было. Улучшение качества жизни и все положительные моменты, связанные с пересадкой почки, перевешивают любые отрицательные эмоции. Для меня, по крайней мере, это так.