Dr Mart Roosimaa

Течение диабета зависит от отношения пациента

18.11.2020

В прошлую субботу по инициативе Международной диабетической федерации (IDF) мы отметили Всемирный день борьбы с диабетом, и по этому случаю у нас был в гостях Март Роозимаа, заведующий отделением эндокринологии Региональной больницы, и диабетическая медсестра Тийна Митт. Мы поговорили о том, в чем разница между диабетом I и II типа, в чем самые распространенные заблуждения, как держать диабет под контролем и какова роль при это медсестры по вопросам диабета.

На эстонском языке беседа доступна по адресу https://soundcloud.com/regionaalhaigla/tervisepooltund-episood-42-diabeedi-kulg-soltub-patsiendi-suhtumisest-1

Диабет – распространенное заболевание. Как часто оно встречается в Эстонии?

Хотя точных данных о распространенности диабета в Эстонии нет, но, согласно оценкам, насчитывается 60 000-70 000 пациентов, страдающих этим заболеванием. В том числе количество пациентов с диабетом I типа составляет 6000 человек. С годами заболеваемость диабетом увеличивалась и лишь в последние годы достигла определенного плато, когда ежегодное количество новых заболевших остается на одном и том же уровне, примерно 6000 новых пациентов с диабетом типа II.

 

Мы знаем о диабете первого типа, относящемся к числу аутоиммунных заболеваний, и о диабете второго типа, известном также как сахарная болезнь. Каковы причины возникновения и течение этих заболеваний?

Оба типа диабета похожи в одном главном проявлении, то есть проблема заключается в регулировании уровня сахара в крови. Причины, однако, совершенно различны. Диабет I типа чаще известен как заболевание, которое начинается в детстве и вызывается аутоиммунным процессом, наносящим урон организму. Поврежденная поджелудочная железа, которая должна отвечать за выработку гормона, поддерживающего стабильный уровень сахара в крови, больше не функционирует, и человек зависит от введения в организм инсулина. Причины диабета II типа более разнообразны, заболеванием часто страдают люди среднего и пожилого возраста. Важнейшими факторами риска являются ожирение, а также низкая активность и нездоровое питание. Диабет возникает вследствие того, что поджелудочная железа не может вырабатывать достаточно инсулина, чтобы контролировать избыточный уровень сахара в крови.

 

Насколько люди осведомлены о заболевании и каковы распространенные заблуждения?

К эндокринологам обычно обращаются пациенты, у которых ранее уже был диагностирован диабет и которые имеют определенное представление об этом заболевании. То есть у меня как у профессионала уже есть некоторая надежда, что пациент заранее что-то знает о своей болезни. После того, как пациенту, пришедшему ко мне на прием, будет поставлен первый диагноз, его направят к диабетической медсестре, которая расскажет ему о самоконтроле, здоровом образе жизни и других принципах, которых необходимо придерживаться при лечении диабета и контроле заболевания.

 

Тийна, что бы вы как диабетическая медсестра добавили в качестве комментария?

Распространенное заблуждение заключается в том, что люди считают единственной причиной заболевания чрезмерное потребление сахара. Еще одно заблуждение, связанное с лечением, заключается в том, что если лечение продолжалось в течение некоторого времени и уровень сахара в крови нормализовался, то лечение можно прекратить. Люди не осознают того, что повышенный уровень сахара в крови оказывает разрушительное воздействие на организм, в результате чего могут быть повреждены как кровеносные сосуды, так и периферическая нервная система. А без нормального кровоснабжения и деятельности нервной системы не может функционировать ни один орган. Это основные заблуждения.

 

Когда у человека есть основания подозревать у себя наличие диабета?

Диабет II типа часто протекает бессимптомно, и человек может его не распознать. Даже начало диабета I типа может остаться незамеченным, т.е. нарушения обмена веществ уже имеют место, но не в достаточно выраженной форме, чтобы казаться опасными. Однако, поскольку диабет I типа часто возникает в детстве и его проявления достаточно заметны, родители сразу понимают, что что-то не так. Его обычные симптомы – чрезмерная жажда, частое мочеиспускание, иногда потеря веса, и эти признаки появляются относительно быстро, в течение нескольких месяцев или даже недель. Пациентам детского возраста диагноз обычно ставится рано. У взрослых, однако, диабет, как правило, выявляется при прохождении медосмотра. При сдаче анализов, на которые направляет врач по гигиене труда, или при прохождении медосмотра для получения водительских прав выясняется, что уровень сахара в крови у человека выше нормы.

Точный триггер диабета I типа неизвестен, и поэтому предрасположенность к заболеванию определить трудно. Что же касается диабета II типа, то здесь можно выделить конкретную группу риска, у относящихся к которой людей может развиться заболевание и которым следует регулярно проходить проверку состояния здоровья. К этой группе относятся люди с индексом массы тела (вес в килограммах, разделенный на квадрат роста в метрах) более 30, что определяется как ожирение. Кроме того, важен и генетический фактор. Если у родственников первой степени родства (родителей, братьев и сестер) диагностирован диабет, то возрастает риск заболевания и самого этого человека. Низкая физическая активность и нездоровое питание также делают людей относящимися к группе риска, и им было бы разумно следить за проявлением возможных симптомов диабета.

 

Каков первый шаг в диагностике диабета?

Первым делом проводится анализ крови, позволяющий определить уровень сахара в крови. Это можно сделать разными способами. Часто забор крови на анализ назначают в случайное время, утром, в обед или вечером. Но, поскольку на уровень сахара в крови влияет еда, результат не всегда может быть информативным. Показатель может оказаться выше, чем если бы кровь была взята натощак утром, но он может быть недостаточно высоким, чтобы можно было с уверенностью сказать, что что-то не в порядке. Часто в качестве первой возможности проверки определяется уровень сахара в крови утром натощак.

 

Следует ли человеку сначала обратиться к семейному врачу?

Как правило, именно так и делается. В региональную больницу и вообще на прием к эндокринологу пациенты обращаются уже не для постановки диагноза, а в том случае, когда сахарный диабет давно диагностирован, а лечение семейного врача не дало результатов. Он не знает, какой следующий шаг мог бы быть оптимальным, и ему нужна консультация специалиста. Первоначальный же диагноз действительно часто ставит именно семейный врач.

 

Как лечится развившийся диабет?

Это зависит от типа диабета. При диабете I типа, если поджелудочная железа полностью или серьезно повреждена, основная составляющая лечения – это инъекции инсулина, выбор правильных доз, а также разумное питание и физическая активность. Специальная диета не нужна, т. е. нет необходимости непременно ограничивать калории или углеводы. При диабете II типа, если речь идет о легкой форме заболевания, как это подчас и бывает, прежде всего следует изменить образ жизни. Пациент может обойтись без таблеток и инъекций. Однако ему требуется консультация, и здесь обычно приходит на помощь диабетическая медсестра или семейная медсестра.

Наряду с советами профессионалов при лечении диабета также помогают различные способы контроля. У нас имеется высокотехнологичный медицинский анализатор состава тела, который можно использовать для мониторинга мышечной массы и скелетных мышц, поскольку именно мышцы являются основными метаболизаторами глюкозы в организме. Нам необходимо следить, чтобы у пациента было достаточно мышечной массы, и давать ему советы относительно питания и физической активности. Мы можем отслеживать, теряется ли вес за счет мышечной массы, жира или воды, т.е. внеклеточной и внутриклеточной воды. У людей с нарушением обмена веществ потеря веса сначала происходит в виде потери воды, и только потом начинает исчезать жир. Мы можем отслеживать весь процесс, но главное – это мотивация самого пациента. Здесь мы подходим к вопросу: как сохранить терпение пациента? Важное значение имеет осведомленность пациента, и речь идет прежде всего о командной работе. Мы должны постоянно говорить об одном и том же с разных аспектов, чтобы люди могли продолжать работать и избежали осложнений в будущем.

 

Сколько лет вы проработали диабетической медсестрой?

Точно даже не помню. Я была одной из первых двух медсестер, получивших разрешение Больничной кассы на самостоятельную сестринскую деятельность в 1994 году.

 

У вас действительно солидный стаж. Девиз Всемирного дня борьбы с диабетом в этом году: «Медсестра и диабет». Легко ли попасть к вам пациентам?

С этим, как правило, проблем не возникает. Записаться на прием к диабетической медсестре в региональной больнице можно с 2003 года. В то время сестринская деятельность еще не получила столь широкого распространения, это было в новинку, и люди не знали об этой возможности, но услуга быстро стала известной, и сейчас с этим проблем нет. Скорее, узкое место – это нехватка персонала.

К сожалению, на прием к медсестре пациенты не могут попасть без направления. Направление выдает семейный врач, хирург, эндокринолог или другой специалист.

 

Стало ли диабетикам легче жить?

Как сказать. Конечно, появились возможности, которых 10-20 лет назад не было. В то время диабет предполагал относительно быстрый переход к инъекциям инсулина, в том числе и при диабете II типа. Сегодня существует гораздо больше возможностей лечения, и мы можем отложить начало инсулиновой терапии, иногда даже вообще избежать ее. Часто пациенты ошибочно полагают, что если они начнут делать инъекции, то это придется продолжать всегда. У кого-то знакомый начал колоть инсулин и ослеп или даже умер. Скорее, не инъекции тому виной – видимо, контроль за обменом веществ в организме осуществлялся настолько плохо, что произошли необратимые изменения. Это рассуждение показывает, что в прошлом варианты лечения были весьма ограниченными, и пациенты, которым было прописано лечение инсулином, так на нем и оставались. Но теперь у нас также есть возможность в положительном смысле вернуться назад, и инъекции вовсе не должны оставаться пожизненными.

 

Можете ли вы привести из собственной практики вселяющую оптимизм историю пациента, которому удалось обойтись без инъекций?

Таких немало. Мой вклад как эндокринолога не столь уж и велик, потому что результат – это в первую очередь работа, проделанная самими пациентами. Основываясь на наших относительно скромных и краткосрочных консультациях, они смогли сделать выводы, позволившие им изменить свою повседневную жизнь до такой степени, что лечение диабета могло и начаться, но со временем общее состояние улучшилось, и надобность в нем пропала. Они достаточно мотивированы, чтобы изменить свой рацион и довести вес до здоровой нормы.

Я помню мужчину, который сумел взять себя в руки, похудеть до 110 килограммов, у него улучшилось кровяное давление и, следовательно, общее состояние. Сначала ему прописали три разных таблетки от диабета, но теперь ему больше не нужны никакие лекарства. Он тщательно следит за уровнем сахара в крови, питается надлежащим образом и ведет физически активный образ жизни. Он постоянно проверяется как у диабетической медсестры, так и у семейного врача – все анализы в порядке. Вот вам пример дисциплинированного, мотивированного и сознательного пациента. Отношение пациента – это самое важное, во всем остальном мы можем оказать помощь.

 

Лечение сегодня оказывается преимущественно амбулаторно? В каких случаях человек попадает в больницу?

Совершенно верно, в большинстве случаев лечение проходит амбулаторно. Пациент приходит на прием и возвращается домой. В Региональной больнице можно проходить лечение в течение нескольких дней в стационаре, и эта возможность также используется, но в основном в исключительных случаях, когда пациент попадает к нам через отделение экстренной медицинской помощи. Обычно это больные диабетом I типа в плохом состоянии, болезнь которых только развилась, или пациенты, регулярное лечение которых было прервано либо по их собственной инициативе, либо по какой-то другой причине, вследствие чего их потребность в инсулине настолько высока, что лечение оказывается недостаточным. То есть стационарное лечение в отделении показано все же только в исключительных случаях.

 

Могут ли прийти на прием также близкие пациента?

Часто как раз с близким человеком и приходят. Консультация тем не менее ориентирована на самого пациента, мы сосредотачиваемся на проблемах одного человека и соответственно этому себя и ведем. Однако поддержка семьи помогает страдающему диабетом человеку в жизни, потому что полностью диабет неизлечим. Диабетики как канатоходцы: с одной стороны – низкий уровень сахара, с другой – высокий. Необходимо сохранять равновесие и не утрачивать перспективу, но это нелегко, и пациенту требуется поддержка близких людей.

 

Как диабетическая медсестра вы также можете помочь сохранять равновесие и консультировать больного.

Конечно, мы все оказываем помощь. У нас тоже предусмотрено на это больше времени, и мы пытаемся найти подходящий образ жизни и варианты лечения, особенно для пациентов с диабетом II типа. Эти диабетики могут потерять равновесие из-за сопутствующего заболевания – гриппа, насморка, кашля и т. п., и тогда пациенту придется снова восстанавливать баланс.

 

Следует ли диабетикам быть более бдительными в связи с эпидемией COVID-19?

Мы все должны быть более бдительными, но диабет все-таки нельзя считать наибольшим фактором риска COVID-19, даже несмотря на то, что диабету часто сопутствуют усугубляющие риск заболевания. Часто тревога возникает у молодых и здоровых людей, которые успешно лечат диабет и у которых все находится под контролем. В подобных ситуациях COVID-19 не должен вызывать особого беспокойства, поскольку эти пациенты ничем особенно не отличаются от своих здоровых сверстников.

 

Наконец, что бы вы хотели посоветовать и пожелать нашим пациентам?

Желаю им сил и терпения в изменении образа жизни и поддержки близких, в которой, как справедливо сказала Тийна, они часто нуждаются. Изменить рацион в одиночку в семье может оказаться очень непросто, это требует поддержки других домочадцев, которую не могут обеспечить только эндокринолог и диабетическая медсестра. (д-р Март Роозимаа)

Моя мечта и желание вдохновлены площадью в канадском Лондоне, посвященной Фредерику Бантингу, одному из первооткрывателей инсулина. На площади горит вечный огонь, или огонь надежды. Огонь потушат, когда будет найдено лекарство от диабета, чего я также страстно желаю. Мы найдем такое лекарство и сделаем это как можно быстрее. (Тийна Митт)

 

Подробнее: https://www.regionaalhaigla.ee/et/endokrinoloogia